Практические работы 6-9 класс

Опубликовано: 20.12.2018

6 класс

Введение

  1. 1. Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).
  2. 2. Составление рассказа об одном из путешественников ( по выбору учащегося ).

План и карта

  1. 3. Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.
  2. 4. Топографический диктант.
  3. 5. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.
  4. 6. Построение профиля рельефа по заданным горизонталям построение горизонталей по заданному профилю рельефа.
  5. 7. Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.
  6. 8. Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.

Литосфера

  1. 9. Определение минералов и горных пород по образцам.
  2. 10. Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат крупнейших вершин.
  3. 11. Нанесение на контурную карту крупнейших гор и вершин Земли.
  4. 12. Описание по карте географического положения крупнейших равнин и определение их видов.
  5. 13.  Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли.
  6. 14.  Нанесение на контурную карту крупнейших островов и полуостровов Земли.
  7. 15. Определение и объяснение изменений рельефа под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Гидросфера

  1. 16. Описание ”путешествия” капельки по большому круговороту воды.
  2. 17. Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов  и  проливов  Земли.
  3. 18. Составление картосхемы ”Течения в Океане”.
  4. 19. Определение по картам географического положения одного из океанов или морей, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, свойств воды, особенностей движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека.
  5. 20. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения, использования человеком.
  6. 21. Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.

Атмосфера

  1. 22. Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика.
  2. 23. Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.
  3. 24. Построение ”розы ветров”.
  4. 25.  Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.
  5. 26.  Составление схемы ”Тепловые пояса Земли”.
  6. 27. Выявление влияния различных факторов на формирование климата отдельных территорий.

Биосфера

  1. 28. Ознакомление с почвами и наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.
  2. 29. Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности.

Географическая оболочка

  1. 30. Составление схемы влияния и взаимозависимости земных оболочек.

Человечество на Земле

  1. 31. Составление и заполнение классификационной таблицы ”Расы Земли”.
  2. 32. Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.

7 класс

Как открывали мир

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Карты материков и океанов

  1. Решение задач по географической карте.

Общая характеристика природы Земли

  1. Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем.
  2. Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.
  3. Обозначение на карте крупнейших морей, заливов и проливов, островов и полуостровов мира и обозначение шельфовой зоны.
  4. Анализ схем круговорота веществ и энергии.
  5. Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира, ареалов высокой плотности населения и направлений миграций людей в прошлом и настоящем.

Океаны Земли

  1. Изображение на контурной карте географических объектов одного из океанов и видов хозяйственной деятельности человека.
  2. Сравнительная  характеристика  природы  двух  океанов.

Африка

  1. Обозначение  на  контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  2. Описание  физико-географического положения Африки.
  3. Определение типов климатов Африки по климатограммам.
  4. Составление  характеристики  одной  из  рек  Африки.
  5. Обозначение на контурной карте крупнейших стран, их столиц и ареалов проживания крупнейших народов Африки.
  6. Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Австралия и Океания

  1. Обозначение на  контурных  картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  2. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
  3. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии.

Антарктида

  1. Обозначение на  контурных  картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  2. Сравнение  природы  Арктики  и Антарктики.

Южная  Америка

  1. Обозначение на  контурных  картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  2. Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки.
  3. Сравнение  крупных  речных  систем  Африки  и  Южной  Америки.
  4. Изучение по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу Южной Америки.
  5. Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Северная Америка

  1. Обозначение на  контурных  картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  2. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
  3. Составление проекта путешествия по странам континента.
  4. Нанесение на контурную карту стран Северной Америки и их столиц.

Евразия

  1. Обозначение на  контурных  картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
  2. Определение типов климатов Евразии по климатограммам.
  3. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.
  4. Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц.
  5. Составление комплексного описания одной из стран Евразии.
  6. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Европы и Азии.
  7. Составление ”каталога” стран Европы и Азии.

Земля - наш дом

  1. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов и составление простейшего плана местности.

8 класс

Введение

  1. Ознакомление с картами атласа и решение простейших задач.

Географическое положение России

  1. Нанесение на контурную карту границ России, приграничных стран, морей, омывающих берега России, крайних точек России и определение их географических координат.
  2. Определение местного и поясного времени.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России

  1. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин России.
  2. Обозначение на контурной карте важнейших месторождений минеральных ресурсов России.
  3. Обоснование связи рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых.

Климат и климатические ресурсы России

  1. Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.
  2. Составление прогноза погоды по синоптической карте.
  3. Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.

Внутренние воды и водные ресурсы России

  1. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек, озёр России и бассейнов океанов.
  3. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
  4. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.

Почва и почвенные ресурсы России

  1. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

  1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.

Природные комплексы России

  1. Составление и заполнение классификационной таблицы ”Природные зоны России”.
  2. Установление взаимосвязи природных компонентов на примере одной из природных зон.
  3. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа различных карт и составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека.

Природные районы России

  1. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
  2. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Русской равнины.
  3. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Кавказа.
  4. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Урала.
  5. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Западно-Сибирской равнины.
  6. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Средней и Северо-Восточной Сибири.
  7. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Гор Южной Сибири.
  8. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Дальнего Востока.
  9. Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных регионов.

Природные комплексы Москвы и Московской области

  1. Составление характеристики географического положения Москвы и Московской области.
  2. Составление таблицы ”Природные комплексы Москвы и Московской области”.
  3. Составление схемы влияния человека на природные комплексы Московского столичного региона.

9 класс

Географическое  положение  России

  1. Определение по картам особенностей экономико-географического положения России.

Природные  ресурсы  России

  1. Нанесение на контурную карту основных видов минеральных и неминеральных ресурсов России.

Население  России

  1. Обозначение на контурной карте республик в составе Российской Федерации и их столиц.
  2. Построение  картосхемы  основной  зоны  размещения  населения  России  и  обозначение  на  карте  городов - миллионеров.
  3. Составление схемы и объяснение причин миграций населения России в прошлом и в настоящем.

География  хозяйства  России

  1. Построение картодиаграммы  топливной  промышленности  России.
  2. Обозначение  на  контурной  карте  крупнейших  электростанций  России.
  3. Составление  картосхемы  размещения  чёрной  и  цветной  металлургии  России и  определение  факторов  их  размещения.
  4. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
  5. Обозначение  на  контурной  карте  основных центров  автомобилестроения,  судостроения,  станкостроения, железнодорожного  и  сельскохозяйственного машиностроения.
  6. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
  7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
  8. Характеристика железнодорожной магистрали по картам атласа.
  9. Обозначение  на  контурных  картах  важнейших  железнодорожных  и  водных  магистралей,  крупнейших  речных  и  морских  портов  России.

Региональная  география  России

  1. Обозначение  на  контурной  карте  экономических  районов  России.
  2. Составление картосхемы  экономического  развития  экономических  районов  Центральной  России.
  3. Составление  экономико-географической  характеристики  одного  из  экономических  районов  России.
  4. Составление  схемы  производственных  связей  на  примере  одного  из экономических  районов  России.
  5. Составление  картосхемы  экономического  развития  Северо-Западного  экономического  района.
  6. Составление  картосхемы  экономического  развития  Северного  экономического  района.
  7. Составление  картосхемы  экономического  развития  Урало-Поволжья.
  8. Составление  характеристики  промышленного  узла.
  9. Составление  картосхемы  экономического  развития  Северо-Кавказского  экономичексого  района.
  10. Составление  картосхемы  экономического  развития  Западной  и  Восточной  Сибири.
  11. Составление  сравнительной  экономико-географической  характеристики  двух  экономических  районов  России.
  12. Составление  картосхемы  экономического  развития  Дальневосточного  экономического  района.
  13. Характеристика одного из территориально-производственных комплексов Восточной экономической зоны.

География  Москвы  и  Московской  области

  1. Описание местного предприятия.

География  стран Ближнего Зарубежья

  1. Сравнительная экономико-географическая характеристика двух стран Ближнего Зарубежья.

География  внешних  экономических  связей  России

30.Составление картосхемы внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья.

10 Класс

Современная политическая карта мира

  1. 1. Обозначение на контурной карте стран различных типов.
  2. 2. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.
  3. 3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.

География природных ресурсов мира

  1. 4. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
  2. 5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

География населения мира

  1. 6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
  2. 7. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин     выявленных различий, составление демографического прогноза.
  3. 8. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным или религиозным     составом населения.
  4. 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.
  5. 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин       мировых миграционных процессов.

НТР и мировое хозяйство

  1. 11. Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.
  2. 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически       развитой и развивающейся страны.

География отраслей мирового хозяйства

  1. 13. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной       металлургии, машиностроения, химической промышленности мира.
  2. 14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
  3. 15. Определение  преобладающих  видов  транспорта  в отдельных  странах  и  регионах  мира и  оценка  степени  его  развития.
  4. 16. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.
  5. 17. Составление проекта международного туристического маршрута.

Экономическое районирование мира

  1. 18. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Зарубежная Европа

  1. 19. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной  Европы.
  2. 20. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной  Европы.
  3. 21. Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей   промышленности  в  одной  из  стран  Зарубежной  Европы.
  4. 22. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран  Европы.

Зарубежная Азия

  1. 23. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной  Азии.
  2. 24. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
  3. 25. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
  4. 26. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Африка

  1. 27. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.
  2. 28. Составление прогноза экономического развития стран Африки.

Северная Америка

  1. 29. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
  2. 30. Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США.
  3. 31. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Канады.

Латинская Америка

  1. 32. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
  2. 33. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.

Австралия и Океания

  1. 34. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

Глобальные проблемы человечества

  1. 35. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.